15 марта 1962 года 35-й президент США Джон Ф. Кеннеди пришёл в Конгрессе США – так называется американский двухпалатный парламент, и обратился к депутатам с речью, в которой он впервые охарактеризовал понятие «потребитель» и назвал шесть основных прав потребителя.
«Конгрессу Соединенных Штатов:
Термин «потребители», в сущности, включает всех нас. Потребители являются крупнейшей хозяйственной группой в экономике, влияющей и испытывающей влияние почти всех государственных и частных экономических решений. Две трети всех расходов в экономике осуществляется потребителями. Но они являются единственной важной группой в экономике, которая не организована эффективно, чей голос часто не слышится».
Права потребителя:
- право на информацию,
- право на безопасность,
- право на выбор,
- право быть услышанным,
- право на возмещение ущерба,
- право на потребительское образование.
Позднее к этим базовым правам Всемирная организация союзов потребителей (Consumer International - CI), созданная ещё в 1960 году, добавила еще четыре:
- право на возмещение ущерба,
- право на потребительское образование,
- право на удовлетворение базовых потребностей,
- право на здоровую окружающую среду.
Ежегодно с 1983 года во всем мире, по решению Организации Объединенных Наций, 15 марта отмечается как Всемирный день защиты прав потребителей.
В нашей стране День защиты прав потребителей впервые отметили в 1994 году.Особенностью этого праздника является то, что он проводится каждый год под определенным девизом.
В 2020 году он пройдет под девизом «Рациональный потребитель». Всемирная организация потребителей призывает обратить внимание на проблемы чрезмерного производства и нерационального потребления, что влечет за собой глобальное изменение климата, ухудшение состояния окружающей среды.
Тема защиты прав потребителя очень актуальна и злободневна, поскольку касается нашей повседневной жизни. Ведь сталкиваясь с грубостью продавца, или приобретать бракованную вещь приходится каждому, но далеко не каждый знает, как добиться возмещения морального и материального ущерба.
В жизни случаются разные ситуации, и нужно быть готовыми к их решению. Для этого необходимо: знать законы; уметь пользоваться этими законами; не оставлять без внимания, когда тебя обсчитывают, хамят; сообщать о недоброкачественной продукции в контролирующие органы.
И самое главное, действовать всем вместе, только тогда на потребительском рынке России будет порядок.