Классный час.
Тема: В строю со всеми.
Провела вожатая: Дукина Л.В.
- Цель: Развивать чувство эмпатии к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
- Оборудование: презентация
Ход:
Вступительное слово классного руководителя:
С первого по десятое декабря проходит декада, посвящённая Дню инвалида. Традиционно этот день принято праздновать 3 декабря. Так постановила в 1992 году Организация Объединенных Наций.
Наш классный час посвящен этой теме.
СЛАЙД №1. Во всех странах День инвалидов проводится с целью привлечения внимания общественности к проблемам людей с ограниченными возможностями, а также изменения устоявшегося мнения об инвалидах, как людях неполноценных и неспособных к жизни в современном обществе. Он напоминает всем о том, что общество обязано заботиться о тех, кто слаб, болен и немощен, нуждается в содействии и поддержке. Мы обязаны помочь им реализовать себя, свои способности и возможности. Кто же это такие – инвалиды?
Давайте найдем в словаре Д.Н.Ушакова, что означает слово –ИНВАЛИД (работа со словарем, СЛАЙД №2)
ИНВАЛИД (франц.) – человек, утративший трудоспособность (полностью или частично) вследствие ранения, увечья или старости.
Согласно Конституции, люди с ограниченными возможностями имеют равные права со всеми гражданами страны. Между тем, свою особенность они ощущают уже в детские годы, когда понимают, что не могут, к примеру, просто так выйти во двор, что не все дети могут учиться в школе. Есть дети, которые больны. Им требуется помощь. На территории нашего села проживает ребенок-инвалид Б.С. Совет старшеклассников приглашает его на общешкольные мероприятия, школьные праздники и спортивные мероприятия, учащиеся (и мы в том числе) поздравляют его с Днем рождения и Днем инвалида, по возможности привлекаем и его в проведение некоторых мероприятий, с ним общаются его ровесники. Он не чувствует себя отгороженным от окружающего мира.
Случается, что дети рождаются инвалидами или становятся инвалидами в результате несчастных случаев или болезней.
Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
- Бывают ли опасные для здоровья профессии, приводящие к инвалидности?
-Какие опасности подстерегают нас в жизни, в быту?
(Ответы детей:
укус клеща или собаки, ДТП, неудачные падения, боевые действия и спецоперации, не соблюдение техники безопасности во время спортивной тренировки, на водоемах, при использовании электроприборов и бытового газа и т. д ).
Многие из людей, ограниченных в своих физических возможностях – люди удивительной судьбы. Их мужеством и силой воли можно только восхищаться. Несмотря на трудности, они не просто умеют жить и выживать в порой неприветливом для них мире, но и ведут активную деятельность, занимаются творчеством.
Людвиг ван Бетховен. СЛАЙД №3
Немногие люди знают, что этот знаменитый немецкий композитор, настоящий гений музыки был… глухим. Родился он здоровым, но в 26 лет у него развилось заболевание, которое привело к полной глухоте. Удивительно то, что самые знаменитые его произведения были созданы уже после того, как он полностью потерял слух. Так, в частности, это его легендарная Девятая симфония и Торжественная месса.
Лорд Гордон Байрон. (СЛАЙД №4)
"Сумасшедший, лихой и опасный" - изучаемый в школе английский поэт с косолапостью. Ходил с большим трудом, но при этом изъездил всю Европу. Поэзия Байрона является отражением его эгоизма и сатирического реализма. В наше время он мог быть лидером каких-нибудь новомодных, революционных течений.
Сара Бернар. (СЛАЙД №5)
Французская актриса с серьёзным повреждением колен. В 1914 году ей ампутировали ногу, но она продолжала сниматься в фильмах до самой смерти. Её считали величайшей актрисой и называли великолепной, неподражаемой Сарой.
Винсент Ван Гог. (СЛАЙД №6)
Тип инвалидности - ментальные, психические заболевания. Является одним из самых дорогих художников мира. Внес огромный вклад в современное искусство. Создал около 2000 картин и рисунков.
Франклин Делано Рузвельт. (СЛАЙД № 7)
История 32-го президента США – это еще одна история человека, который родился здоровым, однако перенесенное заболевание приковало его к инвалидной коляске. Уже будучи инвалидом, Рузвельт стал президентом и занимал этот пост на протяжении 12 лет, до самой своей смерти, войдя в историю США как один из самых выдающихся американских лидеров.
А эти снимки вы хорошо знаете ( Ванга и Диана Гурцкая) СЛАЙД № 8,9
Что вы можете сказать о них. Давайте прослушаем песню в исполнении Дианы Гурцкой «Раненная птица»
А еще мы познакомимся с сильными духом, мужественными людьми, которые становятся примером для всех нас. О ком мы будим говорить? Правильно, о спортсменах, участвовавших в зимних паралимпийских играх в Сочи в 2014 году и принесших нашей стране 30 золотых, 28 серебряных и 22 бронзовых медалей. Всего – 80! Было разыграно всего 72 комплекта наград (216 медалей)
На паралимпийских играх в Сочи соревнования проходили по шести видам: хоккей, лыжные гонки, керлинг, горнолыжный спорт, биатлон и пара-сноуборд. Среди победителей были:
-Роман Петушков выиграл шесть золотых медалей в соревнованиях по биатлону ,37 лет, москвич. СЛАЙД № 10
-Алена Кауфман – трижды Олимпийская чемпионка по лыжным гонкам в биатлоне, четырёхкратная паралимпийская чемпионка, 28 лет. СЛАЙД № 11.
-Александра Францева – дважды чемпионка по горнолыжным соревнованиям. Двукратная паралимпийская чемпионка. СЛАЙД № 12
-Владислав Лекомцев- дважды завоевал золото на лыжных гонках. Двукратный паралимпийский чемпион (20 лет) СЛАЙД № 13
Просмотр видеоролика
И многие другие.
Давайте заглянем внутрь себя как в зеркало. Обладаем ли мы качествами, которые позволили бы быть толерантными по отношению к людям – инвалидам, помогать им?
Какие это должны быть качества? (Обсуждение качеств СЛАЙД №14 )
Доброта. Отзывчивость. Сострадание. Сердечность. Понимание. Уважение. Вежливость.
На столе у каждого лежит зеркальце, посмотрите в него. Там вы увидите того, кто должен обладать перечисленными качествами.
- С каждым из нас может случиться беда.
Практическое занятие.
Представьте себе такую ситуацию:
Вы сломали правую руку, наложили гипс. Вам нужно обуть ботинки со шнурками. Покажите свои действия. (Педнаблюдение: придут ли одноклассники на помощь). Сделаем вывод.
-Прочитаем хором «золотое правило поведения»: СЛАЙД № 15
«Не поступай по отношению к инвалидам так, как ты не хотел бы, чтобы другие поступали так по отношению к тебе».