Муниципальное общеобразовательное учреждение
Кавельщинская основная общеобразовательная школа
Тверская область, Бельский район, с. Кавельщино, ул. Центральная, д. 78,
Телефон: 8 (48250) 3-12-43
ПРОГРАММА
Недели русского языка и литературы
День 1.
|
Открытие недели. Международный день родного языка: истоки, празднование, перспективы. Вручение маршрутных листов – заданий
|
День 2.
|
Игра «Путешествие в страну филологию» - 5,6 классы Выставка рисунков «Мое любимое произведение» 1-4 классы |
День 3.
|
Конкурс чтецов Живая классика 2022 - 5-9 классы Игра – конкурс «Знатоки сказок» - 1-4 классы
|
День 4.
|
Экскурсия в школьную библиотеку. Выставка «Словари» 5-9 классы Игра «Умники и умницы» 7-8 классы
|
День 5.
|
Игра «Счастливый случай» 5-9 классы Подведение итогов недели. Награждение победителей
|
Интеллектуальная игра по русскому языку
«Счастливый случай»
Цели: 1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
2. Обобщить знания, полученные во время изучения русского языка.
3. Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса
у обучающихся.
Оборудование: материалы, средства: бочонки от лото с номерами 1, 2, 3, 4, 5, 6, карточки с заданиями.
Оформление доски:
![]()
И.С. Тургенев |
Счастливый случай
команда команда (Грамотеи) (Знатоки) |
![]()
(А.Н.Толстой) |
1. Учитель: Сегодня у нас необычный урок русского языка. Русский язык – это богатство нашего народа. Язык – важнейшее средство общения людей друг с другом, это орудие мысли и культуры, это опора для каждого из нас в жизни. В языке каждого народа отражается его история, характер, особенности мышления и художественного творчества.
Русский язык – один из богатейших и выразительных языков мира. О его достоинствах, возможностях говорили многие.
На доске написаны высказывания наших писателей о русском языке.
(Дети читают, объясняют смысл)
- Но нередко встречаются такие ситуации:
Сценка
– Как живешь?
– Нормально.
– А с учебой как?
– Нормально.
– Ты, говорят, болел... Теперь-то все в порядке?
– Нормально.
– Хорошо, значит?
– Ну я же говорю – нормально.
– Странно ты говоришь...
– Почему? Нормально.
– Ты считаешь – нормально?
– Нормально.
– Да-а, странно... А ведь когда-то был вполне нормальный человек!
Учитель: Важно не только говорить по-русски, но и владеть своим языком, используя как можно больше красивых, правильных слов, уметь точно выражать свои мысли, чтобы не быть похожим на этого мальчика! И сегодня мы полистаем страницы наших учебников по русскому языку,
проверим свои знания.
II. Основная часть. Игра «Счастливый случай»
1. Представление команд. ( Название, эмблема.)
Представление жюри
2. Первый гейм: « Дальше, дальше…»
1. Сколько букв в русском алфавите? (33)
2. Часть слова, которая стоит перед корнем. (Приставка)
3. Главные члены предложения. (Подлежащее и сказуемое)
4. Сколько гласных звуков в нашем языке? (6)
5. Сколько всегда мягких согласных в русском языке? (3)
6. Эта часть речи обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? (Существительное)
7. Как называются слова, близкие по значению, но разные по звучанию? (Синонимы)
8. Какой знак препинания чаще всего используется в конце предложения? (Точка)
9. Как назвать одним словом и Тортилу, и медлительного человека? (Черепаха)
10. Два или несколько предложений, связанных по смыслу. (Текст)
11. Значок – обозначение звуков на письме. (Буква)
12. Общая часть родственных, или однокоренных, слов. (Корень)
13. Пишется после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед буквами е, ё, я, ю.
(Разделительный твердый знак)
14. Эта часть речи служит для связи слов в предложении (Предлог)
1. Принятый порядок расположения букв в азбуке. (Алфавит)
2. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов (Суффикс).
3. В предложении есть главные члены предложения и … (Второстепенные)
4. Сколько гласных букв в нашем языке? (10)
5. Сколько пар по звонкости – глухости в русском языке? (6)
6. Эта часть речи обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? (Прилагательное)
7. Каким словом можно назвать и дорожную разметку, и животное? (Зебра)
8. Сколько в русском языке букв, которые не обозначают звуки? (2)
9. Как называются слова противоположные по смыслу? (Антонимы)
10. Какая часть речи обозначает действие? (Глагол)
11. Подберите синоним к слову верный. (Преданный).
12. Буквы мы пишем, а звуки … (произносим)
13. Два связанных между собой слова, из которых одно зависит от другого. (Словосочетание)
14. Сколько согласных в слове денёк? (3)
3. Второй гейм: «Ты – мне, я – тебе».
Дети задают друг другу вопросы, подготовленные заранее.
4. Третий гейм: «Заморочки» из бочки».
В ящичке лежат бочонки от лото с номерами 1,2,3,4,5,6. Дети достают номер вопроса, учитель читает задание.
1.О чём идёт речь?
«Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное хлопотливое дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её не сваришь, с тем, с кем трудно договориться; она в голове у путаников? (Каша.)
2. О чем идёт речь?
Оно может быть причиной раздора, ему бывает некуда упасть, оно обычно недалеко падает от «родственников». (Яблоко)
3. Отгадайте шараду:
Мой первый слог – простой предлог,
Звериный рот – второй мой слог.
А если целое прочтёшь,
То сразу в бездну упадёшь. (Про-пасть)
4. “Фразеологический зверинец”
Добавить недостающее слово – название животного.
Голоден, как … (волк) |
Болтлив, как …. (сорока) |
Здоров, как… (бык) |
Нем, как … (рыба) |
5. Составь из слов пословицу, объясни её смысл:
Умный человек слова на ветер не пустит
6. Из отдельных частей сложите пословицы и прочитайте их.
Каков разум, |
а плод сладок. |
Корень учения горек, |
а человек знанием. |
Красна птица оперением, |
таковы и речи. |
5. Четвёртый гейм: «Тёмная лошадка».
(Вопросы задаются поочерёдно каждой команде)
1. Угадай в каждом предложении известную пословицу. Запиши её:
1 команда - Спелый плод фруктового дерева под влиянием притяжения Земли опускается рядом со своим предком. (Яблоко от яблони недалеко падает).
2 команда - По окончании выяснения отношений с применением физической силы не делают движений сжатыми пальцами передних конечностей. (После драки кулаками не машут).
2. С каждым из данных слов придумайте такое предложение, чтобы слово в нем использовалось дважды: в качестве одушевленного существительного и в качестве неодушевленного существительного:
1 команда – ласка
2 команда - гусеница
6. Пятый гейм: «Гонка за лидером».
Вопросы первой команде.
Вопросы второй команде.
7. Подведение итогов.